Осташковская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
С 1 сентября 2024 года заработают новые правила установления рыбохозяйственных заповедных зон.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2023 № 1928 «Об утверждении Правил установления рыбохозяйственных заповедных зон, изменения их границ, принятия решений о прекращении существования рыбохозяйственных заповедных зон» определяется порядок изменения границ таких зон, принятия решений о прекращении их существования.
Утратит силу постановление Правительства от 05.10.2016 № 1005 «Об утверждении Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон».
С 1 марта 2024 года вступает в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.08.2023 № 534 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий размещения отходов производства и потребления».
В нормативном документе приводятся технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям.
Приказ действует в течение 6 лет.
Новые требования в законодательстве об охране окружающей среды в деятельности по обращению с отходами, принятые с целью реализации федеральной программы «Экономика замкнутого цикла».
С 01.03.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом урегулирован порядок обращения со вторичными ресурсами и побочными продуктами производства.
Ко вторичным ресурсам отнесены отходы, которые в результате их раздельного накопления, сбора или обработки либо образованные в процессе производства могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии.
Хозяйствующие субъекты обязаны самостоятельно обеспечить утилизацию вторичных ресурсов либо передать их другим лицам в целях утилизации.
Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, также обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов.
Вторичное сырье – это продукция, полученная из вторичных ресурсов.
К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, и не являющиеся целью данного производства, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.
Хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют отнесение указанных веществ и предметов к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения их в федеральный классификационный каталог отходов.
Побочные продукты производства подлежат отдельному учету обособленно от учета основной продукции производства и отходов.
Ежегодно до 25 марта хозяйствующие субъекты должны представлять в уполномоченные государственные органы информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам.
Указанная информация отражается также в программе производственного экологического контроля.
При обращении с побочными продуктами производства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.
По общему правилу побочные продукты производства не признаются отходами.
Отходами такие побочные продукты являются в двух случаях:
– если они были размещены на полигоне;
– если в течение 3-х лет их не применили в производстве или не передали другим лицам как сырье либо продукцию (исчисление срока ведется со дня, когда предметы и вещества были признаны побочной продукцией хозяйствующим субъектом).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 4249-р установлен перечень веществ и (или) предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства. Среди них указаны воды от промывки оборудования и уборки помещений производства и применения пестицидов, растворы, содержащие соли и оксиды ртути, отработанные при технических испытаниях и измерениях, и ряд других.
Уточнена процедура согласования строительства объектов капитального строительства в границах земельных участков, необходимых для разведки и добычи полезных ископаемых
Для обеспечения указанного строительства уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет подготовку, утверждение и размещение на своем официальном сайте в сети “Интернет” специальных карт (схем) с использованием единой электронной картографической основы, создаваемой в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. На специальных картах (схемах) в отношении земель, земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов, отображаются месторождения полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также границы участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода.
Кроме того, установлены порядок формирования электронного документа, подтверждающего отсутствие либо наличие в границах земельного участка месторождений полезных ископаемых, правила подачи заявки на выдачу решения о согласовании строительства объектов капитального строительства, случаи, при которых не требуется согласование строительства объектов капитального строительства.
Также определен порядок установления минимальных (стартовых) размеров разовых платежей за пользование недрами.
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
«Создание новых скотомогильников будет запрещено»
Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 582-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I «О ветеринарии» (далее- Закона РФ «О ветеринарии») дополнен статьей 19.3. регламентирующей особенности содержания и (или) эксплуатации объектов уничтожения биологических отходов и ликвидации скотомогильников.
Так, содержание и (или) эксплуатация объектов уничтожения биологических отходов осуществляются гражданами и организациями, которые осуществляют обращение с биологическими отходами и информация о которых включена в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии.
Кроме того, установлен прямой запрет на создание новых скотомогильников.
Скотомогильники, за исключением скотомогильников, содержащих биологические отходы, зараженные возбудителем сибирской язвы, подлежат ликвидации в течение 25 лет со дня завершения их эксплуатации.
Содержание, эксплуатация и ликвидация скотомогильников осуществляются в соответствии с ветеринарными правилами содержания, эксплуатации и ликвидации скотомогильников.».
Указанные нормы Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
В ст. 23 Закона РФ «О ветеринарии» предусмотрено, что за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации виновные лица несут дисциплинарную, административную и иную ответственность. При этом наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Такая ответственность предусмотрена ст. 10.6. КоАП РФ — нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил и ст. 10.8. КоАП РФ — нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.