Экологически чистая потребительская упаковка
Целью экологизации упаковки является сведение к минимуму использования невозобновляемых ресурсов, сокращение отходов и загрязнения окружающей среды на протяжении всего жизненного цикла продукта и его упаковки.
При выборе товаров целесообразно отдавать предпочтение максимально безопасной упаковке (экологической упаковке). Эко упаковка производится из натурального природного сырья, которое быстро восстанавливается (возобновляемый ресурс), легко перерабатывается или быстро разлагается в природе без выделения токсичных соединений.
Популярные материалы для экоупаковки – бумага, картон, дерево, огромное развитие сейчас получают и другие ресурсы: крахмал, сахарный тростник, пальмовые листья и растительные волокна (рафия, сизаль и т. п.), биоразлагаемые полимеры и другие.
Эко упаковка является важным шагом в снижении воздействия упаковки на окружающую среду и повседневные привычки. Используя экологически чистые материалы и сводя к минимуму количество отходов, мы можем продвигаться в направлении более устойчивого будущего, циклической экономике, где ресурсы не выбрасываются, а используются многократно.
В настоящее время многие изготовители наносят на упаковку товара экологическую маркировку. Экологическая маркировка – это комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций.
Экологическая маркировка относится к добровольной сертификации. Это означает, что решение о получении такого знака принимает изготовитель. Экологическая маркировка не является универсальной: в каждой стране может одновременно действовать несколько видов.
В мире работают несколько десятков организаций, занимающихся экологической сертификацией товаров, создана международная ассоциация GEN (TheGlobalEcolabellingNetwork – Глобальная сеть экомаркировки). Россия в GEN представлена маркировкой «Листок жизни» – такая эмблема на товаре говорит, что он прошел международную экологическую сертификацию.
Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (далее Технический регламент) регулируются обязательные для применения и исполнения требования к упаковке (укупорочным средствам) и связанные с ними требования к процессам хранения, транспортирования и утилизации, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки (укупорочных средств) относительно ее назначения и безопасности.
Маркировка упаковки должна содержать информацию, необходимую для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в целях облегчения сбора и повторного использования упаковки, и должна быть прочной, стойкой к истиранию и долговечной.
В России вопрос экологической маркировки урегулирован отдельными нормативными актами, например, «ГОСТ Р ИСО 14021-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II)».
Данный ГОСТ запрещает изготовителям использовать экологические заявления с нечеткими, неконкретными или широко трактуемыми формулировками, подразумевающими, что продукция экологически полезная или экологически благоприятная. Поэтому в заявлении не должны использоваться такие формулировки, как «экологически безопасная», «экологически благоприятная», «благоприятная для почвы», «не загрязняющая», «зеленая», «благоприятная для природы» и «благоприятная для озонового слоя». Таким образом, ГОСТ предусматривает, что любые экологические заявления изготовителей, включая специальные знаки, должны быть проверены и подтверждены документально.
Принцип проверяемости экологических заявлений и маркировок также закреплен в «ГОСТ Р ИСО 14020-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Этикетки и декларации экологические. Основные принципы».
Общая цель экологических этикеток и деклараций – доведение до потребителя надежной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствование удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду.