Права потребителей при оказании услуг онлайн-банкинга
Использование современных цифровых технологий и Интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Платежные банковские и небанковские терминалы, банкоматы, – устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможными оплату товаров и услуг без участия продавца либо обналичивание денежных средств без участия банковского сотрудника.
Интернет-банкинг – это управление банковскими счетами посредством сети Интернет, которое охватывает практически весь спектр банковских услуг, доступных клиенту в банковском офисе, исключая операции с наличными денежными средствами.
Работа ведется через интернет-сайт банка. Прежде чем начать работу в системе интернет-банкинга необходимо пройти процедуру доступа, которая включает в себя ввод логина, пароля, кодов.
Работа в системе интернет-банкинга – удобный инструмент управления своими финансами. Он прост в использовании, не требует особых знаний и умений.
В Интернете можно совершать различные операции:
- совершать внутрибанковские операции и межбанковские платежи (расчеты с физическими и юридическими лицами, обслуживающимися в других банках);
- управлять денежными средствами на карт-счете (пополнять или уменьшать счета пластиковой карты);
- совершать переводы;
- получать информацию о состоянии своих счетов, отслеживать свои операции по ним и получать счета-выписки за любой период;
- оплачивать различные услуги (услуги операторов сотовой связи, услуги интернет-провайдеров, коммунальные услуги и пр.);
- погашать кредиты;
- управлять банковским вкладом;
- совершать валютно-обменные операции;
- получать дополнительные услуги, например, операции с ценными бумагами, участие в электронных торгах и др.
Правила безопасности при пользовании онлайн-банкинга:
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не разглашайте свой пароль, коды входа в систему, пароль по своей карте, не отправляйте их по электронной почте. Сотрудники банка никогда не запрашивают пароли. Пароль должен быть надежным и уникальным. Его необходимо периодически менять.
- Не входите в интернет-банкинг через ссылки, полученные по электронной почте или SMS от неизвестных отправителей, а также с компьютеров, к которым имеет доступ множество людей. Не стоит входить через Wi-Fi, точки публичного доступа.
- Перед началом работы в интернет-банкинге обязательно нужно убедиться, что адрес банка введен правильно. Адрес страницы должен начинаться с https://, в браузере в большинстве случаев она обозначается пиктограммой с замком и/или выделяется цветом. Глядя на страницу, на которой требуется сообщить конфиденциальные сведения, найдите рисунок замка (справа от адресной строки) и убедитесь, что замок закрыт.
- Внимательно вводите реквизиты и другие данные при совершении платежей и других переводов по Интернету, перепроверяйте информацию, убедитесь в отсутствии ошибок. Введение неверных данных может повлечь ошибочные операции.
- Если все-таки вы ошибочно набрали реквизиты несуществующего счета, платеж вернется обратно. Но в случае, когда ошибочным явился существующий номер (телефона, интернет-договора и т.п.), об этом необходимо сообщить в службу поддержки банка. Его номер телефона, как правило, указан на сайте банка и на банковской карте.
- Настроить информирование (sms-банкинг) о движении средств на счетах для контроля несанкционированного использования средств.
- Настроить подтверждение операций и входа таким образом, чтобы идентификация была двухфакторной SMS+ E-mail.
- Своевременно устанавливать доступные обновления операционной системы, мобильного приложения и антивирусное программное обеспечение.
- Обязательно использовать пункт меню «Выход» после окончания работы с онлайн-системой.
- Отключить или не пользоваться функцией запоминания логина и пароля или автозаполнения текстовых полей в браузерах.
- Не передавать третьим лицам SIM-карту с номером финансового телефона (номер телефона, который используется для получения одноразовых паролей для подтверждения платежа).