О порядке представления жалоб (апелляционных жалоб) по телекоммуникационным каналам связи (ТКС)
С 01.05.2020 жалобы (апелляционные жалобы) на акты ненормативного характера налоговыми инспекциями, а также жалобы на действия (бездействие) их должностных лиц, направляемые в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), должны соответствовать форме и формату, утвержденным приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@.
Использование налогоплательщиками для представления жалобы (апелляционной жалобы) новой формы (КНД 1110121) позволяет отправлять документы с рабочего места и гарантирует их оперативное поступление в налоговый орган.
Порядок представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме предусматривает обязательной использование сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи, что позволяет идентифицировать владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанных документах.
Жалоба формируется в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего жалобу, и направляется по ТКС в налоговый орган, ненормативные акты, действия (бездействия) должностных лиц которого обжалуются. В случае если лицо подающее жалобу, является представителем лица, нарушение прав которого обжалуется, вместе с жалобой по ТКС в налоговый орган направляется информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме.
При представлении жалобы в налоговый орган в электронной форме по ТКС, датой представления будет считаться дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа. Жалоба будет считаться принятой налоговым органом, если лицу, подавшему жалобу, поступила квитанция о приеме электронного документа, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
Лицо, подавшее жалобу, в течение одного рабочего дня с даты отправки жалобы в электронной форме по ТКС должно получить:
1) подтверждение даты отправки электронного документа;
2) квитанцию о приеме электронного документа (уведомление об отказе в приеме электронного документа), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
Существует ряд случаев, при которых жалоба не будет считаться принятой налоговым органом, а именно:
1) при подаче жалобы в налоговый орган, не выносивший оспариваемых актов в отношении лица, нарушение прав которого обжалуется;
2) если жалоба не соответствует утвержденному указанным приказом формату;
3) при отсутствии в представленной жалобе усиленной квалифицированной электронной подписи подавшего жалобу или несоответствия электронной подписи, которой подписана поступившая жалоба, усиленной квалифицированной электронной подписи лица, подавшего жалобу;
4) направление представителем лица, нарушение прав которого обжалуется, жалобы без приложения к ней информационного сообщения о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме.
При получении уведомления об отказе в приеме электронного документа лицо, подавшее жалобу, в случае устранения ошибок, указанных в этом уведомлении, может повторить процедуру подачи жалобы.
Налоговый орган, принявший жалобу по ТКС, не позднее трех рабочих дней со дня ее поступления направляет жалобу на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган.
В свою очередь, вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, также по ТКС направляет в адрес Заявителя решение о продлении срока рассмотрения жалобы (при наличии такого решения), а также решение по результатам рассмотрения жалобы. Это помогает упростить и оптимизировать взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.
Преимущества направления жалобы (в том числе, апелляционной) в вышестоящий налоговый орган по ТКС для налогоплательщиков — это снижение временных и финансовых затрат, возможность отправки документов со своего непосредственного рабочего места, оперативность их доставки.